Шапка страницы
 

  В помощь Автолюбителю

 
 

 

 
 
Меню страницы
 
Главная
 
Полезные ссылки
 
Система зажигания
 

Зарядные устройства

 
ВАЗ-2108, 2109
Электрооборудование
Система зажигания
Генератор
Диагностика двигателя
Схема впрыска топлива.
Эксплуатация автомобиля
 
Ремонт
Аккумуляторы
 
Каталоги статей
  КС1   КС2   КС3
  КС4   КС5
 
Карта  сайта
Форум
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Propage

 
."; ?>  
 
 

 

Система зажигания для автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109

 

  Довольно  частые  отказы электронного коммутатора 36.3734 в системе зажигания снижают эксплуатационную надежность автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109. Для улучшения процесса поджигания горючей смеси в двигателе этих автомобилей увеличен искровой промежуток в запальных свечах и повышено выходное высоковольтное напряжение, развиваемое системой зажигания. Из-за импульсных выбросов в цепи первичной обмотки катушки зажигания, достигающих 400 В, имеют место случаи повреждения выходного    транзисторного ключа коммутатора. Кроме того, оказывается неисправной микросхема.  В  результате ремонт коммутатора становится недоступным для многих автолюбителей.
  Описываемое ниже устройство предназначено для замены вышедшего из строя коммутатора 36.3734.   Оно может работать совместно с бесконтактным датчиком-распределителем, установленным на двигателе указанных автомобилей. При этом зазор запальных  свечей   следует уменьшить, что снизит нагрузку на изоляцию свечей, высоковольтных проводников, распределителя. Уменьшение искрового зазора компенсировано увеличением энергии и длительности искрового разряда, причем зазор  пробивается дважды в течение одного цикла искрообразования.
  За основу устройства взят блок, описанный в [1], в котором изменена схема источника запускающих импульсов и введены элементы, обеспечивающие работу блока от бесконтактного  датчика 40.3706. Для проверки работоспособности датчика, блока и запальных свеч, а также для облегчения налаживания, введен имитатор датчика. Предусмотрена цепь противоугонной блокировки.
   Блок зажигания состоит из одновибратора (VT1, VT2), усилителя тока (VT3), выходного ключа (VT4) и разрядного ключа (VS1). Разъем Х1 соединяет блок с бортовой сетью автомобиля, катушкой зажигания Т2 и датчиком (на схеме не показан). Обозначение контактов и проводников такое же, как и у заменяемой системы зажигания [2]. SA1 - противоугонный выключатель.
  При повороте ключа в положение <Зажигание включено> через контакт 4 разъема Х1 к блоку поступает питание от бортовой сети. Напряжение на бесконтактный датчик подведено через фильтр-стабилизатор R4C1VD1. В источнике запускающих импульсов, выполненном по схеме одновибратора, транзистор VT1 открыт, а VT2 закрыт. Время- задающий конденсатор С4 заряжен через резисторы R8, R9 и эмиттерный переход транзистора VT1 до напряжения, ограниченного стабилитроном VD3. Если    сопротивление выходной цепи датчика велико, то конденсатор СЗ цепи запуска одновибратора заряжен через резисторы R1-R3 до напряжения на конденсаторе С1.
  В момент искрообразования выходное сопротивление датчика резко уменьшается, поэтому конденсатор СЗ разряжается по цепи: резистор R2 - нормально   замкнутые контакты кнопки SB1 - контакт 6 разъема - датчик - контакт 3 - резистор R3.

 
Схема блока зажигания


  Отрицательный импульс   с резистора R3 поступает на эмиттерный переход   транзистора VT1 через диод VD2 и закрывает его, а транзистор VT2 открывается. Конденсатор С4 перезаряжается через диод VD4 и резисторы R10, R5, R6. Таким образом, одновибратор вырабатывает положительный импульс длительностью 2,3...2,5 мс. Работа этого узла подробно описана в [1].
  Изменяя сопротивление цепи R5R6, можно в широких пределах регулировать длительность импульса одновибратора и соответственно время накопления энергии в катушке зажигания Т2. Резистор R10 ограничивает ток в разрядной цепи   времязадающего конденсатора С4. Введение резистора R9 уменьшает длительность импульса, формируемого одновибратором на высокой частоте искрообразования. Это приводит к ограничению максимального тока, потребляемого устройством, на уровне около 5 А (по остальным   характеристикам блок аналогичен описанному
в [1]).
  В том случае, если датчик находится в состоянии, при котором его выходное сопротивление мало, блок формирует искру при каждом нажатии на кнопку SB1 и каждом ее отпускании.
Замыкание контактов противоугонного выключателя SA1 вызовет шунтирование стабилитрона VD3 цепью VD5R11. При этом длительность импульса,     сформированного одновибратором, уменьшится до 0,8 мс, что вызовет резкое уменьшение энергии искры и нарушение пуска двигателя.
Чем меньше сопротивление резистора R11, тем слабее искра.
Устройство лучше всего собрать в корпусе от неисправного коммутатора 36.3734, который уже содержит разъем Х1. Если же выбран корпус другой конструкции, то для подключения устройства необходимо использовать штепсельный разъем ШР, причем проводники от контактов 1 и 4 должны иметь сечение не менее 1,5 мм2 и минимальную длину. Для улучшения охлаждения диод VD10 и транзистор VT4 крепят к корпусу устройства (диод - через слюдяную прокладку). На корпусе также устанавливают имитатор датчика - кнопку SB1.
Конденсатор С1 в блоке- К53-1А; С2, С3, С5-К10-7В;
С4-К73-9 или К73-17; С7- К52-1. Резистор R5 - СПЗ-6а. Стабилитрон VD1 можно заменить на любой другой с напряжением стабилизации 12...14 В, VD3-на КС168А.   Диоды КД522А можно заменить на КД521, Д223, Д220 с любым буквенным индексом. Кнопка SB1-КМ1-I,    выключатель SA1 -МТ1-I или любой другой.
  Намоточные характеристики разделительного трансформатора Т1 указаны в [1]. Устройство не критично к параметрам магнитопровода   и числу витков этого трансформатора. Его можно заменить импульсным   трансформатором заводского изготовления, например, И-58, И-48, МИТ-3, МИТ-9. Обмотки трансформатора должны быть подключены строго по схеме.
Катушка зажигания Т2 - Б114 с любым буквенным индексом,    предварительно
переделанная так, как это описано в [1 ].
  Налаживание проводят при одиночных запускающих импульсах от кнопки SB1, как это описано в [1]. Следует помнить, что с увеличением частоты искрообразования среднее значение напряжения на накопительном конденсаторе С6 уменьшается, а максимальное остается близким к 100 В - это не является признаком неисправности устройства.
Так как длительность искрового разряда достигает 4,8 мс, для более полной передачи энергии на свечи зажигания и уменьшения обгорания распределительной пластины на бегунке распределителя зажигания надо удлинить ее рабочий конец. О том, как это сделать, можно прочитать в [4]. Переделанный бегунок нормально работает и в исходной системе зажигания.
  Применяемая в устройстве катушка зажигания Б114 имеет высокое сопротивление вторичной   обмотки    (около 20 кОм), поэтому помехоподавительный резистор    на бегунке можно исключить, замкнув его проволочной перемычкой диаметром 0,25... 0,4 мм.
Рекомендуемый   искровой зазор в свечах зажигания - 0,5...0,6 мм.

  Среди множества источников информации об автомобилях, несомненно, самым актуальным и достоверным является отзыв человека, имевшего опыт эксплуатации данной модели. Поэтому на нашем сайте мы представляем Вашему вниманию самые интересное для автомобилистов, которые регулярно пополняются. Это  автомобильный портал. Если у вас есть опыт владения автомобилем, которым Вы хотели бы поделиться, пишите. Это поможет начинающим автолюбителям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалов В. Блок электронного зажигания.- Радио,  1987,     №  1, с. 25-27.
2. Чепланов В., Пустельников О. Система зажигания ВАЗ-2108: неисправности и их устранение.- За рулем, 1987, № 6, с. 28, 29.
3. Беспалов В. Наша консультация.- Радио, 1987, № 8, с. 62.
4. Синельников А. X. Электроника в автомобиле.- М.: Радио и связь 1985; с. 32.

 

В. БЕСПАЛОВ г. Кемерово

 

Реклама

Реклама

 

Setlinks

 
 
 
 

 
 

Mainlink

 
 

 

 
Bottom page
 
 

 

Copyright ©  V.F. Gainutdinov,2010. Все права защищены.
 
Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием активной ссылки на  сайт: http://www.avtoinfv.ru  и со ссылкой на автора материала (указание автора, его сайта)

Rambler's Top100